Авторские права в рекламе

Для любого бизнеса реклама – необходимость. Однако, рекламируя компанию, ее товары или услуги, нужно быть осторожными: при попытке привлечь потенциальных клиентов своей исключительностью и оригинальностью, можно стать нарушителем авторских прав и понести ответственность не только рублем, но и репутацией.

 

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения.

Ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) содержит широкий перечень объектов, защищенных авторским правом и объектов, которые авторскими не признаются.

Важно знать, что авторские права делятся на:

1)                 личные неимущественные (право авторства, право на имя/псевдоним, право на неприкосновенность произведения и право на его обнародование— принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться и передаваться. Такие действия признаются ничтожными. Это означает, что только автор произведения может дать согласие на внесение каких-либо изменений, сокращений, дополнений в произведение, использование его анонимно или под псевдонимом и т.п. даже если автор передал исключительное право в полном объеме на произведение другому лицу. Любые действия, которые затрагивают личные неимущественные права автора должны быть согласованы с ним либо его наследниками;

2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться полностью или частично третьим лицам по соответствующим договорам.

В качестве правового основания передачи имущественных авторских прав выступает договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор. Разница между ними в том, что по договору об отчуждении права передаются полностью, а по лицензионному – в предусмотренных сторонами пределах.

Оба договора обязательно должны иметь письменную форму и в предусмотренных законом случаях подлежат госрегистрации.

Из гражданско-правовых способов защиты авторского права можно выделить возможность в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от 10 000 до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

 

Полный текст опубликован в журнале «Юрист предприятия» №4/2017

Получить код для вставки в блог

Возврат к списку