Претерпели изменения формы налоговой отчетности

Требование об уплате налога и сбора утверждено приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@. Однако с 4 марта 2014 года вступили в силу изменения, которые были внесены в данный приказ. При этом ряд форм документов вступает в силу только с 2015 года. К таким формам относится: 
- решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
 - решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. В самих же формах об уплате налога, сбора, пени и штрафа появилось дополнение в виде начисленных процентов. Кроме того, изменения коснулись указания срока уплаты налога. На основании пункта 4 статьи 69 НК РФ срок уплаты налога должен быть установлен в требовании об уплате налога (сбора, пени, штрафа) только если такое требование направляется физлицу. Вместе с тем, как и раньше, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, о размере пеней, начисленных на момент направления требования, о сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Итак, если налогоплательщик несвоевременно заплатил налоги, то ему придет требование об уплате налогов по соответствующей форме. Следует обратить внимание на то, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа налогоплательщик должен исполнить в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога, сбора, пени, штрафа не указан в данном требовании.
Кроме того, с 2014 года вступил в силу ряд изменений в законодательство, касающихся требований об уплате налогов.
Изменения в части требований об уплате налога были внесены Федеральным законом от 23.07.13 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В силу статьи 69 Кодекса одной из форм налогового контроля является направление требования об уплате налога в адрес налогоплательщика, которое в свою очередь является письменным извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Однако юридический и фактический адрес компании могут не совпадать. Ранее возникали судебные споры в отношении уведомления налогоплательщиков об уплате налогов. Ранее несовпадение юридического адреса организации с ее фактическим адресом, как правило, не расценивается судами как грубое нарушение закона, которое носит неустранимый характер и может являться основанием для ликвидации организации (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.07.2012 N Ф03-2764/2012, ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009).
Теперь подобные споры должны исчезнуть, поскольку согласно внесенным в п.4 ст.31 НК РФ документы налоговый орган может передать налогоплательщику следующим образом:
- передать непосредственно под расписку;
- направить по почте заказным письмом (датой получения считается шестой день со дня отправки заказного письма);
- передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Таким образом, если налоговый орган направил требование по почте по юридическому адресу, то такое требование будет считаться полученным на шестой день после отправки. 
Требование о представлении документов необходимо вручать лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. Если нет возможности передать требование, то налоговый орган может отправить требование о предоставлении документов заказным письмом. 
Еще одно изменение в части направления требований об уплате налога связано с органом, который имеет право направить требование налогоплательщику. Так, согласно изменениям, требование об уплате налога может направляться не только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, но и налоговым органом, вынесшим решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 69 НК РФ).
Изменены и сроки направления требования об уплате налога и сбора. Срок направления требования увеличен с 10 до 20 дней. Напомним, что ранее, требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, а в случае направления требования по результатам налоговой проверки — в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Если сумма неуплаченного налога очень маленькая и составляет менее 500 рублей, то требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (за исключением требований по результатам проверок), если недоимка 500 рублей и более, то не позднее 3 месяцев со дня ее выявления.
С какими негативными последствиями может столкнуться налогоплательщик, не исполнивший требование об уплате налога?
В случае неисполнения требования об уплате налога и сбора в установленный срок налоговым органом выносится решение о взыскании налога, сбора а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации.
Если вы не исполните требование, направленное вам с опозданием, инспекция вправе будет взыскать задолженность принудительно. Но при этом сроки взыскания будут исчисляться так, как если бы требование было выставлено своевременно, т.е. в последний день срока его направления. Если окажется, что сроки взыскания уже истекли, инспекция утрачивает возможность взыскать задолженность (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006). 
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Поэтому во избежание негативных последствий рекомендуется исполнить требование налоговой.
Получив требование налоговой об уплате налога или сбора, большинство налогоплательщиков принимают решение об уплате налога. Необходимо обратить внимание, что форма платежного поручения также претерпела целый ряд изменений.
Например, вместо кода ОКАТО теперь необходимо указывать код ОКТМО.
В поле 101 «статус плательщика» для уплаты страховых взносов как юридическим лицом, так и предпринимателем следует использовать значение «08».
В статью 855 Гражданского кодекса  законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесено изменение – теперь очередностей платежей 5 вместо 6:
1) исполнительные документы по причинению вреда здоровью, жизни; алименты;
2) исполнительные документы по выходным пособиям, оплате труда с работающими и бывшими работниками; выплата вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности;
3) платежные документы по оплате труда; поручения налоговых органов по налогам, сборам; поручения органов контроля по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (в предыдущей редакции указаны ПФР, ФСС, ФОМС);
4) другие исполнительные документы;
5) остальные платежные документы в порядке календарной очереди.
Поменялись коды «статус налогоплательщика», это может быть:
01 – налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо; 
02 – налоговый агент;
06 – участник внешнеэкономической деятельности и  юридическое лицо; 
08 – плательщик – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему России; 
09 – налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель;
14 – налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам;
17 – участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель; 
21 – ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;
22 – участник консолидированной группы налогоплательщиков.
Кроме того, изменился код основания платежа, теперь он имеет 2 знака:
ТП – платежи текущего года;
ЗД – добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); 
ТР – погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); 
РС – погашение рассроченной задолженности;
ОТ – погашение отсроченной задолженности;
РТ – погашение реструктурированной задолженности;
ПБ – погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; 
ПР – погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
АП – погашение задолженности по акту проверки;
АР – погашение задолженности по исполнительному документу;
ИН – погашение инвестиционного налогового кредита;
ТЛ – погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
ЗТ – погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Таким образом, изменения коснулись не только требований об уплате налогов и сборов, но и документов, подтверждающих факт уплаты налога, а именно, платежного поручения. Однако справедливости ради необходимо отметить, что не всегда налогоплательщики с радостью исполняют требования налоговиков. В некоторых случаях целесообразно оспорить требование.
Как это сделать,  подробно об этом рассказывает наш эксперт в июньском номере журнала"ЮП"



Получить код для вставки в блог

Возврат к списку