Реформа гражданского законодаельства:промежуточные итоги

Форум стал важным юридическим событием для российских специалистов в области права. Известные и авторитетные юристы обсуждали самые актуальные темы гражданского законодательства. Надо сказать, что с каждым годом интерес к мероприятию среди представителей юридического сообщества растет, поскольку форум затрагивает наиболее острые и сложные вопросы гражданского права. 

Программа форума была представлена тремя блоками: «Корпоративные организации и институт ограниченной ответственности после реформы ГК РФ», «Новеллы о договорах в сфере банковской и иной финансовой деятельности», «Регулирование сделок с недвижимостью в свете завершившейся реформы правил ГК об обязательствах и договорах и возможной реформы положений ГК о вещных правах (как реформировать правила второй части ГК и иных федеральных законов)». Спикерами выступали ведущие эксперты, разработчики законов, известные и авторитетные юристы.

Курьезы законодательства

Об изменениях, которые претерпевают в последние годы Гражданский кодекс и другие не менее важные для страны законы, рассказал на открытии этого грандиозного мероприятия председатель Совета директоров компании «Гарант» Дмитрий Першеев, подкрепив свое выступление довольно интересными примерами.

«За 24 года своего существования Гражданский кодекс Российской Федерации изменялся 183 раза в среднем семь раз в год и с начала 2018 года Гражданский кодекс также поменялся семь раз», – цитируем его сообщение. Интересную информацию представил докладчик, в частности, о главном налоговом документе. Так, по его словам, Налоговый кодекс РФ содержит 654 тысячи слов, что примерно на треть больше, чем в бессмертном романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, где только 561 тысяча слов. Впечатляет и общее число изменений с момента принятия Налогового кодекса – их 535. А изменений за 31 неделю текущего 2018 года в Налоговый кодекс случилось 31, то есть по одному изменению в месяц! По его мнению, такие факты сильно затрудняют жизнь наших отечественных предпринимателей. Надо сказать, что и язык написания наших российских законов тоже не способствует их пониманию. В качестве примера докладчик привел часть 4 ст.105 Федерального закона №144, где есть предложение, состоящее немного-немало из 257 слов. Демонстрация этого уникального предложения на экране вызвала смех в зале.

«Мы специально проводили тест: средний нормальный человек, прочитав это предложение первые четыре раза, не может внятно сказать, что имел в виду законодатель. Бесспорно хотелось бы в законодательной технике иметь более человеколюбивую технологию», – добавил Дмитрий Першеев.

Кстати сказать, законодательная техника сегодня вызывает немало вопросов у юристов, работающих на предприятиях и с предприятиями, ведь именно «законодательная техника, позволяет корректно понимать законы, корректно отображать современную информационную систему и тем самым быть доступнее для пользователей», отметил докладчик: «Мы по роду своей профессиональной деятельности регулярно создаем действующую редакцию законов и следим за тем, как такая деятельность проходит у наших конкурентов. За последние два года примерно в десяти случаях сталкивались с ситуациями, когда разные компании создавали разные действующие редакции законов. Связано это с тем, что законодательная техника по регулированию внесения изменений в действующее законодательство составлена таким образом, что однозначно определить какой абзац на какой надо поменять часто не представляется возможным даже для людей, которые занимаются этим постоянно». 

Затронул господин Першеев и тему официального опубликования законов: «У нас есть несколько бумажных источников для официального опубликования и также есть один электронный ресурс, которому присвоен статус официального электронного опубликования. Возникает такой вопрос, могут ли опубликованные в разных официальных источниках документы отличаться? Ответ на него как теоретический, так и практический: «Да»!

Не обошел глава компании «Гарант» и такой животрепещущей темы как применение прав, касающееся проверок бизнеса. «Не так давно появилась новая техника проверок, с моей точки зрения, она прогрессивная, называется она чек-листы, – сообщил он. – То есть, приходящая на проверку структура не имеет право задавать абстрактные вопросы, а может идти только по тем вопросам, которые в чек-листах. Чек-листов достаточно много. Мы постарались проанализировать существующие чек-листы и выделили 34, по которым могут проверять любую компанию, в них находится примерно 900 вопросов. И на каждый ответ должен быть представлен документ. Как правило, один вопрос звучит так: а есть ли у вас такой-то документ? Это может быть, к примеру, инструкция по охране труда. А может ли средняя компания иметь 900 внутренних распорядительных документов? Ответ однозначный: нет, ни одна компания даже очень крупная не в состоянии подготовиться ко всем проверкам. В связи с этим возникает простое решение, которое пока, к сожалению, не принято. Скажем, при проверках в качестве первого наказания можно вносить предупреждение с требованием внести исправления, допустим, в течение квартала. За это время нетрудно понять, что не сделано, допустим, пять-десять документов и спокойно их подготовить. Во-первых, мы создадим благоприятственный климат, во-вторых, устраним коррупционную составляющую в управлении действиями государственных чиновников. Если чиновник знает, что ничего, кроме предупреждения, он компании не сделает, то будет проверять ее на позитиве. И компания без особых проблем спокойно подготовится и устранит те недостатки, которые выявили у нее проверяющие. Для того, чтобы законодательство исполнялось, его нормы должны быть понятными». 

К сожалению, в рамках нашего законодательства происходят удивительные вещи, заметил господин Першеев: «Если некий сотрудник более 50 процентов времени работает за компьютером, а в современной технологической эре таких людей бывает почти 100 процентов, он обязательно должен проходить предварительный и периодический медицинские осмотры. Если такого рода медосмотр не проведен, то приказом Минздравсоцразвития от 15 апреля 2011 года, на должностных лиц штраф будет возложен от 15 до 25 тысяч рублей, а на юрлиц – от 110 до 130 тысяч рублей». 

Полная версия текста в журнале «Юрист предприятия» №10/218


Получить код для вставки в блог

Возврат к списку