Таинство венчания: рекомендации к исполнению

Напомним, что данное пособие составлено авторским коллективом под руководством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В циркулярном письме за подписью управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, которое принято к исполнению разослано в епархии, говорится, что само пособие или его отдельные разделы могут быть использованы в качестве раздаточного материала всем, кто желает вступить в церковный брак. Кроме того, оно носит рекомендательный и вспомогательный, а не обязательный характер. Вместе с тем отмечено, что разработанные в епархиях, монастырях, приходах методические пособия, получившие архиерейское благословение, могут беспрепятственно использоваться при условии, что в них отражены те же нормы относительно порядка вступления в церковный брак, которые зафиксированы в общецерковных документах.

В данном пособии, в частности сказано: «Поскольку степень воцерковленности участников бесед может быть различной, предлагаются два варианта проведения подготовки». Так, для тех, кто уже научен основам православной веры и регулярно участвует в таинствах, предстоит пройти беседу со священником о браке. А для иных лиц необходима сначала катехизическая беседа с приходским катехизатором и затем – беседа со священником. Священник проводит отдельную беседу с каждой парой, готовящейся к венчанию.

Катехизатор при необходимости может одновременно беседовать с несколькими парами. Не следует, однако, совмещать это с беседой для готовящихся принять таинство Крещения или с другими катехизическими беседами.

Готовящимся к таинству брака рекомендуется исповедоваться и, при отсутствии препятствий, причаститься Святых Христовых Таин. Желательно, чтобы исповедь принимал тот священник, который будет совершать священнодействие таинства Брака.

В пособии приводится примерный перечень вопросов, которые священнику рекомендуется задать вступающим в брак до принятия решения о совершении таинства. К примеру, таинство Брака, так же, как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности. Допустим, к венчанию не допускаются лица, ранее состоявшие в трех браках. При этом учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, если вступающий в новый брак состоял в этих трех браках после принятия им Святого Крещения. А также – лица, находящиеся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно.

Священник самостоятельно принимает решение о том, нужно ли отложить совершение таинства Брака, если, по его мнению, кандидаты пока не готовы к нему. Во всех затруднительных случаях священнику следует обращаться за разъяснениями к епархиальному архиерею или викарному архиерею, наделенному необходимыми полномочиями.

В случае если оба вступающие в брак лица ранее уже состояли в браке, над ними совершается «Последование о второбрачных». При этом учитываются не только венчанные браки, но и получившие государственную регистрацию браки. При благословении супругов, находящихся в преклонных годах, но много лет проживших вместе в законном браке, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих».

В новом документе сказано, что в некоторых ситуациях допускается венчание до государственной регистрации брака, которое может состояться исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях. Например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

Полностью документ опубликован в октябрьском приложении «Юрист прихода» (журнал «ЮП» №10/2018)


Получить код для вставки в блог

Возврат к списку