Письмо ФНС России от 20 июня 2005 г. № ГВ-6-21/499 «О земельном налоге и налоге на имущество организаций»

текст закона

Письмо Ф от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ Федеральной Налоговой службы.

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41.

Настоящие разъяснения доведите до нижестоящих налоговых органов.

Главный государственный советник налоговой службы В.В.Гусев

 

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41

В связи с поступающими запросами религиозных организаций по вопросам применения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций и во исполнение пункта 2 раздела I Протокола заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 18.02.2005 N 1 (51) Минфин России разъясняет.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», утрачивающего силу с 1 января 2006 года, от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Из данного положения следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

2. С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Статьей 395 указанной главы Кодекса определены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

Данное положение реализовано в пункте 4 статьи 395 Кодекса, согласно которому религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1 статьи 16 Закона; пункт 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490).

На основании пункта 1 статьи 18 Закона религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Принимая во внимание положение пункта 4 статьи 395 Кодекса, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.

3. Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, определяется главой 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 381 Кодекса религиозные организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.

Кроме того, в рамках положений статьи 381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.

Указанная льгота в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» утрачивает силу с 1 января 2006 года.

При этом нормы главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Прошу довести данные разъяснения до территориальных налоговых органов.

С.Д. Шаталов

 

См. также: Налогообложение религиозных организаций. Комментарий главного бухгалтера Московской Патриархии Н.А. Дерюжкиной и юрисконсульта Московской Патриархии К.А. Чернеги.
 

Источник: www.patriarchia.ru

Другие материалы рубрики

О правомочности исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению налоговых органов.

О правомочности исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению налоговых органов. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии [Документы] Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). Материал опубликован в февральском номере журнала «Приход» за 2012 год.
 
Комментарий главного бухгалтера Московской Патриархии Н.А. Дерюжкиной и юрисконсульта Московской Патриархии К.А. Чернеги. «Налогообложение религиозных организаций»

 
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2002 № 661, от 03.12.2002 № 862)

"Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религизными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религизных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений) в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освбождается от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС)"
 
Письмо ФНС России от 20 июня 2005 г. № ГВ-6-21/499 «О земельном налоге и налоге на имущество организаций»