В свет вышло издание «Церковь и медиа» – первый учебник по организации системной информационной работы в канонических подразделениях Русской Православной Церкви. Учебник стал своего рода сводом теоретических и практических трудов, посвященных информационной политике института Церкви, выстраиванию взаимоотношений с общественностью, с медиасообществом, в том числе с блогерами. Автор концепции, редактор-составитель – главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Приходы», кандидат социологических наук Евгения Жуковская.
Более чем за тридцатилетнюю историю накопился большой опыт информационной деятельности церковными структурами, а также специалистами из мира медиа, отвечающими за контакты с представителями Церкви. В учебник вошли рекомендации и методики, прошедшие успешную апробацию временем. Особое внимание уделено практическим вопросам и использованию актуального инструментария для создания эффективной церковной пресс-службы, в задачи которой в современных церковных реалиях входят внутренняя и внешняя коммуникации, а также ряд функций службы по связям с общественностью.
Для издания была произведена редактура основных разделов, подготовлены существенные дополнения в текст (авторы Н.А. Бубенцова, к.соц.н. Е.Е. Жуковская, С.Ф. Охрименко) и обновлены примеры пособия «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» (Москва, 2010), включены актуальные образцы визуализации церковных пабликов в социальных сетях (соавтор раздела Ю.С. Денисова) из пособия «Приходы в медиамире» (Москва, 2019), существенно расширен раздел об официальном сайте епархии, в том числе дополнен информацией по SEO-оптимизации сайта (соавтор этой части Ю.С. Денисова) из пособия «Продвижение ресурсов Церкви в интернете» (Москва, 2020).
Впервые публикуются:
- документ «Реагирование на конфликтные информационные поводы», подготовленный комиссией Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в 2021 году;
- разделы «Пресс-служба епархии как инструмент информационной миссии Церкви» и «Телеграм как среда для быстрой коммуникации» (автор к.соц.н. Е.Е. Жуковская);
- «Аудиомиссия: тенденции и перспективы» (автор к.э.н. Р.А. Торгашин), «Епархия в сетке вещания общецерковного телеканала» (с приложением «Основные критерии и требования к построению сюжета для телеканала «Спас»; автор статьи и приложения М.Е. Коровина).
«Церковь и медиа» – уникальное издание, охватывающее многообразие просветительской работы, реализуемой Русской Православной Церковью посредством инструментов массмедиа и с помощью информационно-коммуникационных технологий. Учебник будет востребован в среднеспециальных и высших учебных заведениях, в которых реализуются программы по журналистике, связям с общественностью, теологии, религиоведению, социологии массовых коммуникаций, а также студентам духовных школ Русской Православной Церкви и сотрудникам пресс-службы/профильного подразделения епархиального управления, отвечающего за взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
Учебник «Церковь и медиа» выпущен в рамках реализации Издательской компанией «Просветитель» грантового проекта «Образовательная платформа «Церковь и медиа»» на средства Международной грантовой программы «Православная инициатива».
Выходные данные: Жуковская Е.Е. Церковь и медиа: учебник по организации работы епархиальной пресс-службы/профильного подразделения епархиального управления, отвечающего за взаимоотношения со средствами массовой коммуникации, в том числе журналистами и блогерами / Е.Е. Жуковская. – М.: Издательская компания «Просветитель», 2021. – 256 с.
Содержание учебника:
- Urbi et Orbi: учебник для Церкви
- Пресс-служба епархии как инструмент информационной миссии Церкви
- Реагирование на конфликтные информационные поводы
- Предисловие к первому изданию «Методических указаний по организации епархиальной пресс-службы»
- Епархиальная пресс-служба
- Организация мероприятий с участием журналистов и блогеров
- Информационный повод, новость и актуальная информация
- Официальный сайт епархии как интернет-коммуникация с внешним миром
- Епархия в социальных сетях
- Телеграм как среда для быстрой коммуникации
- Аудиомиссия: тенденции и перспективы
- Епархия в сетке вещания общецерковного телеканала
- Вместо заключения
- Приложение
- Библиография.
Стоимость издания: 850 рублей за 1 экз. Оформить заказ можно по электронной почте издательства prosvetizdat@gmail.com
Издания по теме информационной политики Церкви, выпущенные издательской компанией «Просветитель» ранее:
- Приход в медиамире: как проинформировать о деятельности прихода? Когда СМИ интересно писать о православных общинах? / Ю. Гурина и др.; ред.-сост.: Е. Жуковская. — М.: Просветитель, 2016. — 96 с.
- Жуковская Е. Е. Информационные риски и информационная политика церкви XXI века: управление рисками в информационной политике института Церкви на примере Московского патриархата. — М.: ИК «Просветитель»: НИС «Среда», 2018. — 204 с.
- Жуковская Е. Е., Ефанова В., Денисова Ю., Кулешова А. Приход в медиамире. Пособие по информационному освещению деятельности православных приходских общин и организации информационной работы в приходах / под ред. Е. Е. Жуковской. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: ИК «Просветитель», 2019. — 136 с.
- Продвижение ресурсов Церкви в интернете / SEO для церковных медиа. Методическое пособие / Под общ. ред. к.соц.н. Е. Е. Жуковской. — М.: ИК Просветитель, 2020. – 136 с.
- The Parish in the Media World / Manual on information coverage of the activities of Orthodox parish communities and organisation of information work in the parishes/ Second edition, revised and expanded / Editor Evgeniya Zhukovskaya, 2020. – 136 p.